Каждый раз, когда вы щелкаете мышью, держа пистолет, вы ожидаете, что пули полетят, а враги упадут. Но здесь вы попробуете игру FPS, наполненную головоломками с окружающей средой и увлекательным сюжетом.
Бесшумный шаблон для ваших приключений, Челл, просыпается в испытательном центре. Она является объектом экспериментов с устройством для мгновенного перемещения под присмотром язвительной и враждебно настроенной ГЛаДОС.
Игрокам придется проходить испытания, комната за комнатой, ожидая либо награды, либо свободы, либо новых испытаний. Используя пистолет, который стреляет порталами (Portal-Gun™), игроки будут перемещать блоки, быстро преодолевать большие расстояния и узнавать о своей текущей ситуации, которая раскрывается через рассказывание историй об окружающей среде. То, что вам скажут, может отличаться от того, что вы увидите.
Белая среда будет направлять размещение портала игрока, заставляя его обращать внимание на окружение. Портал создает напряжение, позволяя либо решать головоломки на досуге, либо двигаться быстро из-за ограничения по времени или угроз.
Сюжет
Сюжет Portal раскрывается игроку с помощью звуковых сообщений или «объявлений» от GLaDOS и визуальных элементов внутри комнат, найденных на более поздних уровнях. Согласно The Final Hours of Portal 2, год установлен «где-то в 2010 году» — через двенадцать лет после того, как Aperture Science была заброшена.
Игра начинается с того, что Челл просыпается от стазисной кровати и слышит инструкции и предупреждения от ГЛаДОС, искусственного интеллекта, о предстоящих испытаниях. Челл входит в отдельные камеры, которые последовательно знакомят игроков с игровой механикой. Объявления GLaDOS служат инструкциями для Челл и помогают игроку продвигаться по игре, а также создают атмосферу и характеризуют ИИ как личность.[4] Челл обещают торт в качестве награды, если она завершит все испытательные камеры.[19]
Челл проходит через пустой Центр Обогащения, используя только ГЛаДОС. По мере того, как игрок приближается к завершению, мотивы и поведение GLaDOS становятся все более зловещими; хотя она призвана казаться ободряющей, действия и речь ГЛаДОС предполагают неискренность и бессердечное пренебрежение безопасностью и благополучием подопытных. Испытательные камеры становятся все более опасными по мере того, как Челл продвигается вперед, испытания включают курс боевой стрельбы, предназначенный для военных андроидов, а также некоторые камеры, залитые опасной жидкостью. В другой комнате ГЛаДОС отмечает важность утяжеленного куба-компаньона, ящика высотой по пояс с одним большим розовым сердцем на каждой грани, который помог Челлзавершить тест. Тем не менее, GLaDOS заявляет, что она должна быть подвергнута эвтаназии в «аварийной мусоросжигательной печи», прежде чем Челл сможет продолжить.[17] В некоторых более поздних камерах есть автоматические турели с детскими голосами (также озвученные Маклейном), которые стреляют в Челл только для того, чтобы посочувствовать ей после того, как были уничтожены или выведены из строя.
После того, как Челл завершает последнюю испытательную камеру, ГЛаДОС помещает Челл в мусоросжигательную печь, пытаясь убить ее. Челл убегает с портальной пушкой и пробирается через зоны обслуживания в Центре обогащения.[22] ГЛаДОС впадает в панику и настаивает на том, что она притворялась, что убивает Челл в рамках тестирования. Затем ГЛаДОС просит Челл принять «позу сопровождения группы», лежа на земле лицом вперед, чтобы «партийный партнер» мог отвести ее к награде, но Челл продолжает свой побег. В этом разделе ГЛаДОС общается с Челл, когда становится ясно, что ИИ убил всех остальных в центре.[11][12] Челл пробирается через зоны технического обслуживания и пустые офисные помещения за камерами, иногда следуя граффити-сообщениям, которые указывают в правильном направлении. Эти закулисные помещения, находящиеся в крайне обветшавшем состоянии, резко контрастируют с нетронутыми испытательными камерами. Граффити включает в себя такие утверждения, как «торт - это ложь», и стили из стихотворения Эмили Дикинсон «Колесница», Генри Уодсворта Лонгфелло «Жнец и цветы» и Эмили Бронте «Нет трусливой души». оплакивая смертькуба-компаньона.[4]
ГЛаДОС пытается отговорить Челл угрозами физической расправы и вводящими в заблуждение заявлениями, пока Челл углубляется в зоны технического обслуживания. Челл добирается до большого помещения, над головой которого висит оборудование GLaDOS. ГЛаДОС продолжает угрожать Челл, но во время обмена от ГЛаДОС падает сфера, и Челл бросает ее в мусоросжигательную печь. ГЛаДОС сообщает, что Челл только что разрушила ядро морали или своей совести, одно из множества «ядер личности», которые сотрудники Aperture Science установили после того, как ИИ затопил центр обогащения нейротоксинным газом. Удалив его, она снова сможет получить доступ к его излучателям. Шестиминутный обратный отсчет начинается, когда Челл смещается и сжигает новые ядра личности ГЛаДОС, в то время как ГЛаДОС обескураживает ее как словесно, насмешками и юношескими оскорблениями, так и физически, стреляя в нее ракетами. После того, как Челл уничтожает последнее ядро личности, происходит сбой в комнате, и все переносится на поверхность. Затем видно, как Челл лежит у ворот учреждения среди останков ГЛаДОС. После анонса Portal 2 концовка была расширена в более позднем обновлении. В этой ретроактивной непрерывности Челл утаскивает со сцены невидимая сущность, говорящая голосом робота, поблагодарив ее за то, что она заняла «позицию подчинения сопровождения вечеринки».
Финальная сцена, после долгого и быстрого просмотра недр объекта, показывает торт «Черный лес»[24] и утяжеленный куб-компаньон., окруженный набором полок, содержащих десятки явно неактивных личностных ядер. Ядра начинают светиться, прежде чем роботизированная рука спускается и гасит свечу на торте, в результате чего в комнате отключается электричество. Когда идут титры, GLaDOS представляет заключительный отчет: песня «Still Alive», в которой провозглашается огромный успех эксперимента, а также указывается игроку, что GLaDOS все еще жива,[26] что ее «счастливая "Ядро не было отключено.